Юлия Шестопалова, Флорида, США. Специально для сайта ВФПС.

 

Оптимист в Америке.

Или как Иван попал на Чемпионат Мира 2012

 

 

Оптимист -гоночный одноместный швертбот международного класса, предназначенный для детей в возрасте до 16 лет. Самый многочисленный класс в мире (более 150,000 детей из 110 стран мира представляют этот класс)

Ивана бросают в воду... Хорошо, что он не снял сухой костюм, температура воды, да и воздуха, не превышает 10 градусов. Трудно поверить, что он только что выиграл самую престижную регату в США в классе Оптимист – Team Trials и поедет на Чемпионат мира 2012. А началось всё пять лет назад...

Оптимист в Америке

Летний лагерь

Мой сын Иван всегда мечтал ходить под парусом. Когда мы переехали в Майами и купили небольшую парусную лодку, он любил стоять на руле, ловить рыбу и тащиться за лодкой в воде на веревке. Его сестра Ольга уже занималась парусным спортом, и Ивану тоже хотелось самостоятельности. Но нужно было ждать, когда ему исполнится 8 лет, именно с этого возраста детей обычно принимают в парусную секцию. К лету 2007 года Ивану было почти семь с половиной, и мы не выдержали... позвонили в яхт-клуб и спросили, могут ли они взять нашего мальчика в летний лагерь, потому что совсем уж невмоготу ждать. И к нашему удивлению, тренер согласился, лишь спросив, умеет ли ребенок плавать.

В Америке дети обычно начинают именно с летнего лагеря. Такие лагеря организовывают яхт-клубы или парусные организации, это дневные лагеря: с понедельника по пятницу с 9 утра до 5 вечера. Смена -две недели. После этого уже гораздо проще понять, нравится ребенку вид спорта или нет.

Начинается смена в лагере с техники безопасности, теста по плаванию и выполнения оверкиля в бассейне. Только после этого детей выпускают на воду. В лагере детей обучают базовым навыкам управления лодкой и ее вооружением. И, конечно же, кроме занятий парусом, дети играют, смотрят фильмы (особенно если на улице гроза) и плавают в бассейне. Каждый день вечером перед отправкой домой – мороженое. Если есть желание, можно записаться на две, трии т.д. смены. Все это обучение – платное (около $500 за смену).

Зеленый флот в Америке

Зеленый флот

Итак, лето позади, начались занятия в школе. Иван горит желанием быть Оптимистом всерьез, тем более что тренер из летнего лагеря увидела в нем потенциал и настойчиво рекомендовала не бросать занятия. Иван совмещает парусный спорт с футболом, где у него также определенные успехи. Но очевидно, что это до поры до времени, и вскоре надо будет делать выбор.

Зеленый флот – это новички, в нем нет разделения на возраста и каждый, кто хочет заниматься парусом сначала попадает в этот флот. В нашем клубе тренировки для зеленого флота проходят по субботам (с 9 до 16) и воскресениям (с 12 до 16), стоимость за полгода (сентябрь-декабрь, январь-май) порядка $600, плюс, если у ребенка нет своей лодки (с вооружением), можно арендовать у клуба за $100 на полугодие. Клубные лодка, рангоут, шверт, перо руля, парус, конечно, не новые, а чаще всего и достаточно побитые, но для начала -вполне приемлемые. Свою лодку, тоже не новую, мы купили Ивану через полгода, так как стало ясно, что он серьезно увлекся парусом.

Зеленый флот проводит собственные регаты, обычно они идут параллельно регатам основного флота. Отличие в том, что здесь своя дистанция -короткая (минут на 20), ближе к берегу, и обычно это треугольник. Количество участников может колебаться от 30 до 120 человек. Тренерам разрешается подсказывать детям во время регаты, но только тем, которые находятся во второй половине флота. Вообще, регаты зеленого флота организаторы стараются сделать более дружелюбными, веселыми, и, как правило, все участники получают медали. Деления на возраста, как я уже сказала, в Зеленом флоте нет.

Дети, независимо от возраста, проводят в Зеленом флоте по крайней мере один год, некоторые – два. Все определяется комплекцией ребенка и его способностями. Например, Иван провел в Зеленом флоте полтора года, так как он был младше других детей и к тому же мало весил.

Существуют разные мнения по поводу того, сколько времени нужно проводить ребенку в Зеленом флоте: от экстремального в несколько месяцев до двух, а в некоторых случаях, и более лет. Когда пошел второй год пребывания Ивана в Зеленом флоте, многие его друзья перешли в Основной флот, но мы приняли решение остаться еще на полгода, и я считаю, что это было правильно. Иван выиграл все регаты в Зеленом флоте, что придало ему уверенности в своих силах, а в январе 2009 года он присоединился к своим друзьям в Основном флоте.

Белы синий красный флот в америке

Белый-Синий-Красный

И это не только цвета флага... Основной флот делится по возрастам: Белый -до 11 лет (в день, когда ребенку исполняется 11, он переходит в Синий флот), Синий – с 11 до13 лет и Красный – с 13 и до выхода из класса. Флот делится на цвета только для цели награждения, гонки совместные. Только в отборочных соревнованиях (Team Trials) разделений по возрастам нет.

В нашем клубе Основной флот разделен на три группы: Золотой, Серебряный и Бронзовый. У каждого флота свой тренер. Те, кто перешел из Зеленого флота, попадают в Бронзовый и, в зависимости от результатов и желания, могут достаточно быстро (через пару месяцев) перейти в Серебряный флот.

В Золотой (элитный) флот уже попадают спортсмены, которые проквалифицировались на Отборочные соревнования (Team Trials). Здесь самые лучшие тренеры, и соответственно платить за них нужно в два раза дороже. В Золотом флоте у нас 1214 человек и два тренера. Золотофлотец почти в обязательном порядке должен приходить на тренировки один или два раза по будням (среда, четверг), и это, естественно, за дополнительные деньги. Слово «почти» здесь не случайно. Дело в том, что бывают разные обстоятельства, в том числе много уроков, но уже к тому времени, когда ребенок попадает в Золотой флот, он и его родители отдают себе отчет, что время, проведенное на воде, нельзя ничем заменить, и если хочешь добиться результатов (а понятно, что за этим и идут в Золотой флот)- нужно тренироваться.

А теперь подробнее о регатах.

регаты в Америке

Регаты

Регаты делятся на местные, региональные, Чемпионат CША и отборочные (Team Trials).

По всей Флориде, наверное, можно насчитать с дюжину местных регат в год. Наш клуб спонсирует участие в 5-6 регатах. Это значит, что нам, родителям, не приходится платить дополнительно за тренеров, их проживание в гостинице, еду, дорогу и т.п. Но если регата не спонсируется клубом, а группа родителей решит, что детям хорошо бы поучаствовать, то родители оплачивают все тренерские расходы (это относится ко всем видам регат).

У клуба есть прицеп для перевозки детских лодок. Если регата местная, то мы грузим свои лодки на один или два прицепа. Это зависит от того, сколько детей едет, ведь каждый прицеп рассчитан на 18 лодок. И родители поочередно таскают прицепы с оптимистами и тренерскими лодками на местные регаты. Региональных регат 15-18 в год, их организует USODA (Ассоциация Отимистов США). Наш клуб спонсирует порядка 5 и еще Чемпионат США. На этих регатах мы обычно берем лодки для детей в аренду. Это стоит $400 (всё без паруса). Обычно лодки новые, а если нет, то в прекрасном состоянии. Плюс мы берем в аренду моторные лодки для тренеров.

Необходимо отметить, что на регату можно зарегистрироваться только по интернету, заплатив стартовый взнос (от $50 до $200) и подписав бумагу, освобождающую организаторов от ответственности в результате несчастного случая, НИКАКИХ бумаг предоставлять не надо. Обмер лодок и парусов происходит только на трех регатах: Чемпионат США, Team Trials и еще одной региональной регате осенью, на которой происходит отбор на Чемпионат Южной Америки. Обмер производится один раз. На лодку, рангоут, перо, шверт приклеиваются наклейки о том, что обмер данной матчасти пройден, и на парус ставится штамп.

ВАЖНО. Судейство и обеспечение безопасности на регатах осуществляется волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию, и родителями проводящего клуба. Собранные клубом деньги (стартовый взнос) обычно идут на завтраки и ланчи на воде для участников соревнований, призы, но большая часть – на развитие детской программы в данном клубе. Часто, особенно на крупных соревнованиях, есть система check out/check in, это когда спортсмены должны отметиться перед выходом на воду и по возвращении на берег (если яхтсмен забыл, он получает пенальти).

Награждения обычно проводятся по общему зачету (первые 10), по флотам (Белый, Синий, Красный) и по девочкам (3 первые). Никаких пьедесталов нет, просто все стоят в ряд.

Регаты проводятся по выходным. Большие и отборочные регаты занимают 4 дня (с четверга по воскресенье), и только Чемпионат США и Orange Bowl (зимняя регата в Майами) занимают большее количество дней, потому что проводятся в каникулы.

 

Отборочные соревнования (Team Trials)

Это кульминация, самые главные соревнования сезона, сюда съезжаются самые сильные яхтсмены страны. Чтобы выступать на этих соревнованиях, сначала надо проквалифицироваться. Это можно сделать на любых региональных регатах, нужно попасть в 25%, за исключением Чемпионата США, где нужно попасть в 50%, поэтому чемпионат США одна из самых многочисленных регат в стране (более 400 лодок).

Около 200 спортсменов приезжают на Отборочные соревнования, чтобы попасть в сборную США и поехать на международные соревнования: Чемпионат Мира, Европы, Северной Америки и другие регаты. Каждый год Отборочные соревнования проходят в разных регионах США. В этом году они проходили недалеко от Нью-Йорка, в прошлом – в Сан Франциско.

Эти соревнования наш клуб не спонсирует, так как неизвестно, сколько человек из команды отберется, поэтому все расходы (зарплата тренеров, их проживание, питание, билеты на самолет, лодки и т.п.) родители делят между собой.

 

Международные соревнования

После завершения Отборочных соревнований все желающие поехать на международные регаты должны заполнить специальные формы и отправить их по электронной почте в USODA. На это дается 5 дней. Затем USODA начинает приглашать в команды. Первая команда -5 человек, едет на Чемпионат Мира. Конечно же, любой из этой пятерки может выбрать любую другую регату, но я никогда не слышала, чтобы это произошло. Затем 4 человека отправляются на Чемпионат Европы, следующие 25 – на Чемпионат Северной Америки и т.д. Кроме ЧМ, в остальных регатах соблюдается квота -мальчики/девочки. Когда спортсмен, а точнее его родители, принимают приглашение (по интернету), необходимо заплатить сумму, которую USODA предварительно рассчитала. Сюда входят все расходы тренеров, униформа, аренда лодок ит.п. Сумма делится на количество яхтсменов в команде. И естественно, если родители желают присоединиться, то они платят за себя сами. В США принято ездить с родителями, так как тренеры не несут ответственности за детей на берегу. Если родитель не может поехать, он должен договориться с кем-то другим, чтобы тот присмотрел за ребенком.

 

Клубы vs. Частные Команды

В США существует достаточно большое количество команд, которые не принадлежат к какому-нибудь одному яхт-клубу, скорее там дети из разных клубов, или не из клубов вообще. Быть членом такой команды достаточно дорого, так как родители этих детей платят абсолютно за всё: они нанимают тренеров, которые им нравятся, ездят тренироваться в разные места, покупают тренеру лодку и т.д. Одна из таких команд является притчей во языцех. Например, на каждую большую регату они заказываю новую униформу. Дети говорят, что у них есть даже командная пижама и нижнее бельё. На последние Отборочные соревнования они пригласили тактика из Великобритании для своей команды. Вобщем, все зависит от фантазии и средств родителей.

Чаще всего такие команды собираются из сильнейших спортсменов разных клубов, чтобы у них была возможность тренироваться только с сильнейшими. В нашем яхт-клубе очень хорошие тренеры в Золотом флоте, поэтому у нас нет такой необходимости.

 

USODA (Ассоциация Отимистов США) и родители

Ассоциация Оптимистов США

USODA является волонтерской организацией, в которой работают родители детей, занимающихся парусным спортом в классе Оптимист или уже перешедшими в другие классы яхт. Как и в любой другой организации, не обходится без интриг, политики и обид... Членство является обязательным для детей. Это стоит $40 в год и $50 для родителей, если они хотят принимать участие в делах USODA и в голосованиях. На сегодняшний день в USODA насчитывается порядка 1200 детей. Организация состоит из нескольких комитетов: членство, регаты, национальная сборная, финансы и др. Главная задача USODA – популяризация парусного спорта, поэтому они стараются устраивать регаты в разных местах по всей стране. Роль родителей очень велика в детском парусном спорте. Именно они оплачивают этот дорогой вид спорта, именно они более всего заинтересованы в результатах, и в конечном итоге они же решают, кто будет тренировать их детей (это уже на уровне “золотого” флота). И надо помнить, что это еще и достаточно «тяжелый» спорт – попробуйте постоянно позакидывать лодку на крышу машины или на прицеп. Я уже делаю это легко! Конечно, дети помогаю друг другу, но без помощи родителей все равно не обойтись. Кроме того, я уже упомянула раньше, что тренера в США не несут ответственности за детей вне тренировочного времени (исключение составляют Частные команды, в которых все обговаривается отдельно). Обычное зрелище на воде: когорта родительских лодок (и мы в их числе) идет по пятам регаты, но все очень строго – подходить близко нельзя, не говоря уж о том, чтобы давать советы или поддерживать криками,– ребенка дисквалифицируют. Наш тренер очень не любит, если Иван подходит к нам между гонками! Он считает, что мы его отвлекаем, а ведь все, что я хочу,– знать, что он не голодный, не замерз и еще подбодрить его. Между гонками дети сидят на тренерской лодке, получают ЦУ, перенастраивают паруса, подкрепляются. Для Ивана тренер -это очень большой авторитет, он с ним советуется даже по самым мелким вопросам, и абсолютно ему доверяет.

 

Возвращаясь к реальности…

Теперь, когда Иван под номером 1 поедет на Чемпионат Мира с командой США, мы решаем финансовую сторону этого замечательного события. Пишем письма в благотворительные организации, поддерживающие парусный спорт, связываемся с производителями паруса и лодки, на которых Иван выиграл соревнования. Для справки: Американское государство не дает американским спортсменам ни цента! US Sailing (аналог Сборной команды России по парусному спорту) финансируют спонсоры. Сейчас главный спонсор - Sperry Top-Sider.

 

Юлия Шестопалова, Флорида, США. Специально для сайта ВФПС.

 

Фотографии

Иван победитель гонок

Иван Шестопалов- победитель гонок!

 

 

Популярные метки:Оптимист в Америке. Или как Иван попал на Чемпионат Мира 2012

Контактная информация

Харьков, пр. Московский 138 А
 

Моб. телефон: 067 579 57 36

Телефон факс: +38 (057) 779 81 63

 

E-mail: parussport@sktbpe.com

sukhonos@sktbpe.com